280 лет со дня рождения первого Министра юстиции Российской империи Гавриила Романовича Державина
Гавриил Романович Державин родился 14 июля (3 июля по старому стилю) 1743 года в родовом имении в селе Сокуры в Казанской губернии (сейчас село Сокуры, Республика Татарстан,
Гавриил Романович Державин родился 14 июля (3 июля по старому стилю) 1743 года в родовом имении в селе Сокуры в Казанской губернии (сейчас село Сокуры, Республика Татарстан, Российская Федерация) в небогатой дворянской семье. Отец – Роман Николаевич, был офицером и часто переезжал семьей из одного места службы в другое. В 1750 году Гавриил Романович начинает учиться в немецком пансионе в Оренбурге. В 1754 году после ухода в отставку умирает отец, и семья оказывается в тяжелом материальном положении. Мать – Фекла Андреевна, принимает решение переехать в Казань. И в 1759 году Державин поступает в Казанскую гимназию, которую благополучно заканчивает в 1762 году. Во время учебы Гавриил Романович был одним из лучших учеников. Первым и последним учебным заведением в жизни будущего генерал-прокурора стала Казанская гимназия.
Существует миф о Державине-самородке, который достиг высот на государственном поприще благодаря природному дарованию. Это не совсем так. В Казанской гимназии он нашел талантливых учителей, прививших ему не только знания, но и стремление к самообразованию, чем он всю жизнь активно занимался. В марте 1762 года Державин поступил на службу рядовым в Преображенский полк, где, не имея никакой протекции, первый офицерский чин прапорщика получил лишь спустя 10 лет – в 1772 году. Спустя год, после безуспешных попыток испытать себя на полях сражений первой русско-турецкой войны, он смог добиться назначения офицером секретной комиссии – своего рода спецслужбу, которая предназначалась для разведки и пропаганды среди разбойничьих отрядов Е.И. Пугачева. Там, в оренбургских степях, в Самаре, Саратове и Симбирске гвардеец Державин впервые понюхал пороху – участвовал во главе правительственных отрядов в сражениях с бунтовщиками, но помимо этого он получил навыки и оперативно-розыскной деятельности – вербовал лазутчиков и легендировал их, занимался перевербовкой неприятельской агентуры, сбором информации об охваченных бунтом районах, организовывал диверсионные вылазки в стан пугачевских войск, допрашивал пойманных мятежников.
Гавриил Романович Державин, возглавивший российскую прокуратуру в эпоху преобразования этого ведомства, когда императором Александром I петровская коллегиальная форма управления была сменена на единоначальную, в форме министерств. Державин Г.Р. стал первым министром юстиции, должность которого совмещалась с обязанностями генерал-прокурора.
К сожалению, государственная деятельность Державина Г.Р., в том числе на посту генерал-прокурора и министра юстиции, осталась в тени его блистательного литературного поприща – в памяти потомков он прежде всего знаменитый поэт, каковым и представлен на памятниках «1000-летие России» в Великом Новгороде и императрице Екатерине II в Петербурге. При этом сам Державин главным своим призванием всегда считал именно государственную службу, а занятия поэзией – нечто вроде хобби.
После поимки Пугачева Державин принял решение оставить военную службу и перешел в гражданскую, с чином коллежского советника, соответствующего в XVIII веке армейскому полковнику. Он стал экзекутором первого департамента Сената, входившего в прямое подчинение генерал-прокурора князя Вяземского А.А. Он усердно вникал в законы, изучал работу финансовой системы государства. Тогда же ему стали поручать расследование деликатных коррупционных дел, вверили надзор за перестройкой Сената. В итоге в мае 1784 года Державин указом императрицы назначен на самостоятельную должность – правителем вновь образованного Олонецкого наместничества, где эффективно организовал реализацию губернской реформы, формировал губернские административные, финансовые и судебные учреждения, ввел в действие первое в губернии общегражданское лечебное заведение – казенную больницу и аптеку. С именем Державина связана вся подготовительная работа по открытию Олонецкого главного народного училища в Петрозаводске.
В 1786–1788 гг. Державин служит правителем Тамбовского наместничества, проявив себя просвещенным администратором и оставив значительный след в истории края. При нем в Тамбове открыты несколько народных училищ, театр, типография, где в 1788 году печаталась первая провинциальная газета «Тамбовские известия», наведен порядок в делопроизводстве, было положено начало сиротскому дому, больнице. 12 декабря 1791 года Г.Р.Державин получил место статс-секретаря императрицы, а в сентябре следующего года стал сенатором и одновременно исполняющим обязанности президента Коммерц-коллегии.
В 1800 году Гавриилу Романовичу, зная о его кристальной честности, поручили занять пост государственного казначея. Но пик карьеры Державина, пусть и недолгий, конечно же, приходится на начало царствования императора Александра I. Молодой царь поручил ему подготовить проект о реорганизации Сената, что он и сделал в кратчайшие сроки. Документ получил неофициальное название «Конституции Державина». Он предложил разделить Сенат на департаменты, во главе которых поставить министров с персональной ответственностью. При этом считал необходимым регулярно публиковать сенатские материалы в прессе. Проект Державина с незначительными поправками был одобрен императором, в России появились министерства, но вне рамок Сената, одно из которых – юстиции, возглавил Гавриил Романович, став одновременно и генерал-прокурором.
Учрежденное министерство юстиции создавалось на базе канцелярии генерал-прокурора, при этом прокуратура продолжала оставаться главным надзорным органом империи. В ее задачи входило управление судебной системой, надзор за судебными учреждениями, охрана земельных прав дворянства, участие в разработке законопроектов. При этом статус нового руководителя ведомства был противоречивым. С одной стороны, министр юстиции, как генерал-прокурор, действовал на основании прежних инструкций, с другой, как министр, сам находился под контролем Сената. У генерал-прокурора осталось исполнение обязанностей при Сенате и руководство прокуратурой. Правда это руководство теперь стало носить более конкретный характер, прокуратура начала активно развиваться в системе исполнительной власти. Большую роль в определении функции и места прокуратуры в это время сыграл «Циркулярный ордер», подписанный 22.09.1802 г. Державиным, который и был автором этого безупречно составленного документа, отличавшегося концептуальной определенностью, четкостью выражений и доходчивостью. Циркуляр в том числе ориентировал прокуроров «наблюдать, не происходит ли где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний, притеснений, добиваться чтобы следствие приведено было в надлежащую ясность, точность и окончено с совершенным беспристрастием, тщательно смотреть за правосудием, а по делам гражданским – за сохранением формы и порядка судопроизводства». Гавриил Романович с большим усердием, свойственным ему, взялся за работу. Имея более ограниченный круг обязанностей, чем у его предшественников, он больше уделял времени органам юстиции, обер-прокурорскому и местному прокурорскому надзору.
Произошло заметное сближение генерал-прокурорской власти с подчиненной ему прокуратурой, хотя местные прокуроры все еще оставались под влиянием губернской администрации. Ежедневник Державина в те годы поражает активностью почти 60-летнего генерал-прокурора и министра, его кипучей энергией и самодисциплиной. Он работал ежедневно, без выходных, без минуты праздности и малейшей скидки на возраст – лично дважды в неделю принимал просителей, занимался почтой, работал с аппаратом министерства, участвовал в заседаниях Сената, Совета и Комитета министров, докладывал императору по всем насущным вопросам. Он отлаживал работу вновь созданной государственной структуры, стремясь создать прочные связи с обществом, с потенциальными и явными участниками судебных процессов, зная на собственном опыте, чем чревата бюрократическая неповоротливость. При этом достигнув высшей государственной должности и чина действительного тайного советника (соответствует современному званию генерала армии), Державин не «забронзовел», оставаясь простым и доступным в общении и на службе, что не свойственно для той эпохи – чванство и высокомерие высшей бюрократии были нормой. Любой заявитель, неважно – обедневший дворянин, вдова, отставной солдат или крестьянин, знали, коль попадешь на прием к Державину, обязательно добьешься правды и справедливости. Таковым он оставался всегда, ярко выразив свой самобытный характер в поэтической форме:
«Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид,
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье Были гением моим…»
Державин не допускал в своем ведомстве корыстных побуждений, строго контролировал работу подчиненных ревизиями, вникал в тонкости бесчисленных документов. Один из первых докладов министра юстиции и генерал-прокурора императору посвящен сокращению канцелярского делопроизводства. Александр I одобрил этот проект и Державиным в обиход были введены краткие записки, извлечения из дел, ускорявшие работу чиновников. «Таковое сокращение производства и основательность решений приближает к той священнейшей цели, чтобы Сенат как верховное судилище был примером всему государству правого суда, деятельности и скорого удовлетворения тяжущимся» – утверждал Гавриил Романович в своем докладе. Он никогда не изучал юриспруденцию системно, но стал выдающимся правоведом. По его инициативе создается обер-прокурорская консультация, при этом Державин не только участвует в ее заседаниях, но и внимательно изучает журналы заседаний, постигая юридические премудрости. На мнение консультантов генерал-прокурор ссылался во всех спорных вопросах – эта практика была новаторской.
Благодаря усилиям Державина был издан антикоррупционный Указ «О судимых в уголовных палатах за преступление должностей чиновниках». Он же составил проект правил третейского суда, который одновременно должен был являться судом совестным. Суд этот надлежало сделать обязательным. Таким способом Державин надеялся прекратить взятки и создать скорое и беспристрастное правосудие.
В октябре 1802 года Державин получил рескрипт, в котором царь хвалил его за исправную работу, но просил оставить министерский и прокурорский посты из-за множества жалоб, при этом повелевал продолжить ему работу в Сенате и Верховном Совете. Гавриил Романович потребовал обосновать отставку. В ответ император, как вспоминал Державин, «ничего не мог сказать к обвинению его, как только: «Ты очень ревностно служишь». «А как так, Государь, я иначе служить не могу. Простите» – был ответ генерал-прокурора.
Так произошла первая отставка министра в истории России. Лишь год и один месяц прослужил Державин министром юстиции и генерал-прокурором, и, по собственному выражению, «служба его была потоптана в грязи». Но и за этот год, как уже сказано, им было сделано немало, тому предшествовал его огромный 40-летний опыт управленца, гигантская работоспособность, честность, порядочность, природная эрудиция.
Именно поэтому в памяти потомков он остался неистовым ревнителем правосудия. Надо отметить, что вера в правосудие – одна из самых благородных, и Державина она не подвела. Его жизнь и беззаветное служение Отечеству – яркое тому подтверждение.
Г.Р. Державин скончался 8 июля 1816 года в своем имении Званка и погребен в Новгородском Хутынском монастыре. После Великой Отечественной войны прах Державина был перенесен и предан земле около Софийского собора в Новгородском Кремле.
Последние новости
Решение Петровского районного суда о преступлении
Суд признал виновным в совершении преступления.
В Петровском районе вынесен приговор по уголовному делу
Суд признал виновным местного жителя в совершении преступлений.
Ставрополь присоединяется к акции #ЩедрыйВторник
Горожан приглашают участвовать в благотворительном флешмобе.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку