Газета «Родина». У храбрых есть только бессмертие. смерти у храбрых нет
Война пришла на Ставрополье (тогда Орджоникидзевский край) в августе 1942 года.
Война пришла на Ставрополье (тогда Орджоникидзевский край) в августе 1942 года. Период оккупации по январь 1943 года стал тяжелейшим испытанием для нашего населения, которое оказывало активное сопротивление фашистскому нашествию.
Сорок семь партизанских отрядов, возглавлявшихся коммунистами Орджоникидзевского края, наносили ощутимые удары, не давая врагу покоя. А после освобождения от немецко-фашистских захватчиков стало известно и о подвиге комсомольцев-подпольщиков в селе Величаевском Левокумского района, возглавлявшихся семнадцатилетним комсомольцем Александром Скоковым, Героем Советского Союза (посмертно). Его подпольной антифашистской комсомольской группе в декабре этого года исполняется ровно 80 лет.
Александр Иванович Скоков родился 15 июля 1925 года в селе Величаевском Орджоникидзевского края в семье учителя начальных классов Ивана Андреевича Скокова, его мама Татьяна Алексеевна была домохозяйкой.
Саша учился очень хорошо. В 1939 году закончил Урожайненскую семилетнюю школу с отличными оценками по всем предметам, а в 1942 году — Левокумскую среднюю школу №1, где был избран секретарём комитета ВЛКСМ. Особенно любил географию, физику и иностранный язык. Умный общительный парень всегда активно принимал участие в различных школьных мероприятиях и спортивных соревнованиях. Мечтал стать капитаном дальнего плавания. Кандидатура Александра Скокова как непосредственного руководителя подпольной комсомольской группы обсуждалась и утверждалась на бюро Левокумского райкома партии в июле-августе 1942 года.
С самого начала группа находилась под партийной опекой, и управлял ею и как старший товарищ, и как фронтовик, имевший боевой опыт, через непосредственного руководителя группы Александра Скокова коммунист-большевик Иван Карпович Дрогин. Отрицать роль партии в организации подполья в селе Величаевском (а такие попытки есть), демонстрировать или банальную некомпетентность, или умышленно нести абсурд в массы — неблаговидное занятие.
Александр Скоков и Иван Карпович Дрогин очень тщательно подбирали ребят в группу подпольщиков. Первыми были школьные товарищи и друзья Александра:
Михаил Иванович Заворотынский — друг и активный помощник Саши, собирал разведданные, писал и расклеивал листовки, распространял сводки Совинформбюро, доставлял партизанам похищенные у немцев боеприпасы, после изгнания фашистов в 1943 году добровольно вступил в ряды Красной Армии, героически погиб на фронте в 1944 году;
Лидия Андреевна Карабутова — принимала активное участие в антифашистской пропаганде, передавала разведданные, переходя линию фронта, разведчикам 4-го гвардейского кавкорпуса, в августе 1942 года по указанию руководства была переправлена в распоряжение частей Красной Армии, награждена медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За отвагу»;
Наталья Даниловна Калайтанова — работала в паре с Лидией Карабутовой, собирала разведданные, переходила со Скоковым линию фронта и встречалась с разведчиками 4-го гвардейского кавкорпуса. В конце октября 1942 года была переправлена через линию фронта и в дальнейшем служила при штабе дивизии, награждена медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За отвагу».
Позднее в группу влились:
Кузьма Фёдорович Напханюк — один из самых активных подпольщиков, собирал разведданные, укрывал и снабжал бойцов советской диверсионной группы медикаментами и перевязочными материалами, минировал дороги, подорвал немецкую танкетку вместе с экипажем, по доносу предателя был схвачен фашистами и расстрелян ими, проявив стойкость и мужество, посмертно награждён медалью «За отвагу»;
Василий Захарович Обмачевский — разведчик, помощник Скокова, активный член группы, минировал дороги, передавал партизанам похищенные немецкие мины, при его активном участии была организована операция партизан по уничтожению немецкого коменданта, старосты села и нескольких предателей. Был схвачен по доносу, мужественно держался во время пыток, расстрелян вместе со Скоковым и Напханюком, посмертно награждён медалью «За отвагу»;
Екатерина Трофимовна Обмачевская — разведчица, занималась сбором разведывательных данных, затем длительное время находилась в плавнях у партизан, ведя наблюдение за перемещением войск противника, простудилась, тяжело болела, умерла в 1944 году. Посмертно награждена медалью «За отвагу»;
Анна и Наталья Антоновы — родные сёстры разведчицы, собирали развединформацию, принимали участие в изготовлении и сборе тёплых вещей для партизан, в изъятии из фашистских складов шерсти и овчин, расклеивали антифашистские листовки, в январе 1943 года были схвачены гитлеровскими оккупантами и расстреляны как члены семьи партизана. Обе посмертно награждены медалями «За отвагу»;
Лариса Ивановна Скокова — младшая сестра Александра, связная, осуществляла связь между юными подпольщиками, награждена медалью «За отвагу»;
Александра Михайловна и Мария Михайловна Филицины — родные сёстры, вели негласное патрулирование по селу с целью предупреждения о появлении карателей, вели антифашистскую пропаганду, распространяли сводки Совинформбюро. Фашисты арестовали Александру, допрашивали, за неимением улик была освобождена из-под ареста. Награждена медалью «За отвагу».
Затем в группу молодых подпольщиков влились и остальные комсомольцы:
Таисия Ивановна Барко — разведчица, была связной группы с партизанским отрядом «Яков», помогла партизанам осуществить налёт на Величаевское и уничтожить немецкого коменданта и сопровождавших его карателей. В 1943 году фашисты арестовали её в селе Урожайном и зверски замучили. Посмертно награждена медалью «За отвагу»;
Мария Фёдоровна Бойко — разведчица группы, участвовала в разъяснительной работе, распространяла сводки Совинформбюро, собирала тёплые вещи для партизан, была арестована вместе со Скоковым, никого не выдала, освободили из-под ареста за отсутствием улик.
Таким был состав величаевского комсомольского антифашистского подполья, включая, конечно, и
Александра Ивановича Скокова — непосредственного руководителя группы в самом селе. Он стал автором «Клятвы», которую давали и подписывали молодые подпольщики. Подписанные тексты вместе с комсомольскими билетами членов группы Саша хранил у себя дома в различных тайниках. После его ареста часть документов обнаружила и уничтожила его мама.
И следует всё-таки привести текст «Клятвы» полностью (на снимке), чтобы понять те мотивы, которые двигали юными подпольщиками:
Антифашистское подполье в Величаевском действовало не так уж и долго — с августа до начала декабря 1942 года, всего-то порядка трёх месяцев, но комсомольцы буквально на уши поставили оккупантов и их пособников-предателей, которые даже не подозревали, что против них действуют 15-17-летние мальчишки и девчонки. Некоторые полицаи, опасаясь за свою жизнь, даже перебрались на жительство в соседнее село Урожайное.
Осенью 1942 года, по данным от группы Скокова, партизаны провели ряд операций по разгрому немецких гарнизонов в сёлах Величаевском и Урожайном, было уничтожено много техники и личного состава оккупантов, пленены и ликвидированы комендант и староста Величаевского, ряд полицаев-предателей. Группа также захватила немецкий обоз с хлебом в селе Урожайном и отправила через фронт нашим войскам 200 центнеров пшеницы и 40 центнеров проса.
Их данные использовались партизанами и при разгроме гарнизонов противника в сёлах Владимировка и Ачикулак.
По инициативе Скокова подпольщики похитили с бывшего колхозного склада восемь тюков шерсти и множество овчин, которые пошли на изготовление тёплых вещей для партизан и наших воинов-фронтовиков.
Комсомольцы-подпольщики через партизанские отряды и линию фронта переправили в части 4-го гвардейского кавкорпуса порядка сорока добровольцев.
И всё это велось при непрерывной работе по распространению листовок, сводок Совинформбюро о положении дел на фронтах. Это было крайне опасно.
Беспокойство немцев достигло предела, и в Величаевское прибыл отряд из двухсот карателей. У подпольщиков не было ни одного прокола, но даже высокая бдительность и осторожность были бессильны перед предательством.
Группу схватили и подвергли жестоким пыткам. Никто из них не выдал ни одного своего товарища. Особенно жестоко пытали Александра Скокова, но мужественный и стойкий паренёк твёрдо заявлял, что действовал исключительно в одиночку. Изверги несколько раз имитировали его расстрел. Не помогло. 6 декабря 1942 года Сашу расстреляли на глазах его товарищей Кузьмы Напханюка и Василия Обмачевского, 7 декабря были расстреляны и они.
Судьбы всех остальных комсомольцев-подпольщиков были изложены выше. Нельзя обойти вниманием судьбу Ивана Карповича Дрогина и Петра Яковлевича Базалеева — связного партизанского отряда «Яков» с группой Скокова. В декабре 1942 года, находясь в разведке, они попали в засаду. Не желая попасть в руки врагу, Иван Карпович последнюю пулю приберёг для себя и живым не сдался. Посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Раненого Петю Базалеева после долгих и безуспешных мучительных пыток каратели отправили в свою часть в село Арзгир. И там он не проронил ни слова. Тогда озверевшие фашисты живым закопали его в землю. Юный разведчик партизанского отряда «Яков» похоронен в братской могиле на территории Арзгирской средней школы №1. Посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
Земляки и их родное Ставрополье бережно хранят память о подвиге юных величаевских героев-подпольщиков.
23 сентября 1963 года в селе Величаевском на средства, собранные молодёжью Ставрополья по инициативе Ставропольского краевого комитета ВЛКСМ, был торжественно открыт памятник комсомольцам-подпольщикам с величественной фигурой юноши с факелом в руках, на одной из граней монумента выбиты слова: «У храбрых есть только бессмертие. Смерти у храбрых нет».
8 мая 1965 года Александру Скокову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
В 1968 году Ставропольский краевой комитет ВЛКСМ учредил премию им. А. Скокова за лучшие произведения в области литературы и искусства. Первыми лауреатами стали поэт В. Гнеушев и журналист А. Попутько за книгу «Тайна Марухского перевала».
Ставрополье, и односельчане Величаевского особенно, помнят и чтут имена комсомольцев-подпольщиков. Улицы села носят имена А. Скокова, сестёр Антоновых, Пети Базалеева. Есть улица Пети Базалеева и в селе Арзгир. На стене средней школы №1 в селе Левокумском установлена памятная доска, а на территории школы — бюст Александра Скокова. В Ставрополе во дворе лицея №10 тоже установлен постамент с бюстом героя.
В октябре 1978 года в 60-ю годовщину Ленинского комсомола в селе Величаевском был открыт музей величаевского подполья. Всю свою душу вложила в него первый директор музея Нина Васильевна Коровина. В этом году он отметил свою 44-годовщину и является, как и монумент комсомольцам-подпольщикам, визитной карточкой села.
Нина Васильевна очень тяжело заболела и 30 апреля 1987 года умерла, прожив немногим более 50 лет. Но она оставила прекрасную память о себе. Музей стал настоящим местом паломничества взрослых, школьников и молодёжи, не равнодушных к подвигу юных героев-подпольщиков. Количество посетителей музея уже приближается почти к полумиллиону человек.
Дело величаевских подпольщиков вызывает глубокое чувство восхищения их юношеским самоотверженным стремлением принести свободу любимой Родине, готовностью отдать свои жизни ради этой великой цели. Их подвиг служит ярким примером патриотизма всем поколениям нашей страны в беззаветном служении Отчизне. Они навсегда шагнули в бессмертие…
Валерий ЗУБЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 8 декабря 2022 на сайте ЦК КПРФ , а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.
Последние новости
Ремонт гимназии в Стаханове завершится в ноябре
Ставропольский край активно восстанавливает образовательные учреждения в ЛНР.
Правовое просвещение о борьбе с коррупцией в Кисловодске
Школьники обучаются основам антикоррупционного законодательства.
Изменения в законодательстве для НКО
Новые правила обязывают некоммерческие организации размещать устав в Интернете.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку