Спасение марсиан, советские дети и много музыки: каким будет новый фильм пятигорского режиссëра
Этой весной режиссёр из Пятигорска Виктор Козленко приступит к съёмкам семейного музыкального фильма в жанре фэнтези.
— «Армариус. Тайна Красной планеты» — ваш первый полнометражный фильм. Как появилась эта идея?
— Идею предложил продюсер Амиран Шошиашвили. Это семейный музыкальный фильм, оригинальное произведение — не экранизация и не ремейк. Препродакшн «Армариуса» занял полтора года, мы почти готовы начать съёмки.
— Можете намекнуть, о чём сюжет?
— История начинается с Якова Брюса — друга Петра Первого, учёного, которого считали чернокнижником. Для него в Москве построили Сухаревскую башню, в которой по преданиям ночами горел неземной свет. Её снесли в советские годы. Интересно, что многие другие исторические постройки в то время взрывали, а эту башню разбирали по кирпичам. Согласно городским легендам, там искали оккультную «Чёрную книгу». Также ходили слухи, что он первым в мире собрал робота — механическую женщину, летом заморозил озеро и катался по нему на коньках, а по его башне летали железные птицы. В общем, Яков Брюс — подходящая личность для приключенческой истории с тайнами и загадками. А ещё наш фильм популяризирует библиотеки — она у нас будет не хуже, чем в «Гарри Поттере», с ручной совой. Павильон для съёмок библиотеки уже построили.
— Кто главные герои будущего фильма?
— Советские ребята — Алиса и Тимур. Им предстоит отправиться на Марс, узнать, как погибла инопланетная цивилизация, а также подарить выжившим инопланетянам надежду на новое начало.
Успех любой хорошей картины держится на трёх китах. В первую очередь, фильм должен быть зрелищным — поэтому нам и нравится голливудская продукция. Второй момент — должен быть смысл, мораль. Возможно, не для всех зрителей, но для меня это важно. Мораль присутствует и в современном кассовом кино — в «Аватаре» и мультфильмах «Диснея». Ну и третий момент — фильм должен быть мотивационным, как спортивная драма. Хорошая работа побуждает к действию, показывает зрителю, что нет лёгких путей, но если упорно трудиться, возможно всё.
— Почему решили снять фильм о советских детях, а не о современных?
— Советская эпоха, на мой взгляд, красочнее и кинематографичнее, чем современность. Даже на современных фотографиях преобладают серые и тёмные тона, а в советский период одевались ярче, промышленный дизайн был интереснее, архитектура выразительнее. Перед художниками фильма стоит задача: собрать лучшее из советской эпохи — костюмы, технику, мебель, машины. А ещё советскую эпоху многие воспринимают как благополучную и в чём-то даже сказочную. Для семейной картины это оптимально — и детям зрелище, и взрослым ностальгия. Наконец, мне не нравится засилье гаджетов в кино. Я хочу снять картину на все времена, без этих «примет времени».
«Гонорар отдал шарманщику»: как Фёдор Шаляпин проводил время на Кавминводах— Марсианские пейзажи будете снимать в павильонах?
— Не только в павильонах. Нашёл потрясающие локации в Дагестане, например. В Пятигорске тоже будет Марс — проведём ночную съёмку на горе Горячей, Алиса споёт дуэтом с марсианским героем на фоне городских огней.
— Правда ли, что фильм собираются показать за рубежом?
— Когда я начал работать над этой картиной, поступили предложения вывести её в международный прокат. Предварительно планируем показать фильм в Египте и Иране.
На съёмки — месяц— Фильм должен выйти в начале 2024 года. Разве можно снять кино, почти что мюзикл, настолько быстро?
— Съёмки «Армариуса» займут 32 дня. И я не уникален — Ренат Давлетьяров снял «А зори здесь тихие» за 31 день, съёмки «Экипажа» Николая Лебедева заняли около 40 дней. У меня есть опыт съёмки девятиминутного фильма за один съёмочный день и это — при участии 160 человек в кадре в одной из сцен, сцены с лошадьми и маленькими детьми.
— И в чём хитрость?
— Хитрость в том, что самая длительная часть работ — препродакшн, подготовка к съёмкам. Если выполнить её грамотно, остальные этапы пройдут быстро. Нужно время на написание и редактирование сценария, подбор актёров, разработку костюмов, поиск локаций, тестирование оборудования. У нас эта работа заняла почти два года, но иной раз она может растягиваться и на три–четыре года. Сейчас проводим читки, выезжаем на будущие съёмочные площадки, чтобы изучить их — в каких ракурсах выгоднее показать место, нужен ли дополнительный свет, сколько требуется актёров второго плана и массовых сцен на каждую мизансцену. Параллельно композитор работает с оркестром. Современные технологии тоже ускорят процесс — у нас будут стедикамы (переносные системы для стабилизации видеокамеры — Прим. ред.), подвижные камеры, игровой движок с искусственным интеллектом для создания спецэффектов.
— А как решились снимать кино здесь, на Кавказе? Вы ведь немало времени прожили в Москве — разве там не проще жить и работать?
— В Москве мне нравится — там больше театров, музеев, культуры, архитектуры. Больше возможностей, больше знакомств. Но этот бешеный темп — не для жизни, а для выживания. Он убивает творчество. А мы здесь — живём. Мы можем позволить себе поехать, посмотреть какую-нибудь интересную локацию. Мне кажется, стоит брать лучшее от Москвы, Ставрополья и других регионов. Я учился в Москве, в Испании. Но я коренной пятигорчанин, здесь моя родина, здесь близкие мне люди по менталитету.
Фильм режиссёра из Чечни Малики Мусаевой получил награду на Берлинском кинофестивале— Часто слышу, что интересных мест на КМВ не осталось — всё снесли и застроили коробками. Сложно ли было искать локации?
— Когда я вернулся из Москвы и сказал, что буду снимать кино здесь, поначалу даже друзья посмеивались, но поменяли мнение. Кто ищет, всегда найдёт подходящие локации. Помимо нас, сейчас на КМВ работает минимум две съёмочных группы — и это только те, о ком я слышал. И мы не будем мешать друг другу — локаций хватает на всех. Здесь богатейшая история. Надо только смотреть внимательно и под другим углом. И, конечно, нужно популяризировать местные достопримечательности — не только для туристов, но и для жителей.
— Сложно ли было найти финансирование на съёмки?
— У нас сравнительно небольшой бюджет фильма, потому что мы работаем с местными специалистами, и нам помогают друзья. Конечно, снимать кино дорого, особенно фэнтези со спецэффектами. Дешевле всего обходится съёмка комедий, но этот рынок переполнен. А у нас будет симфонический оркестр, спецэффекты, крутые локации — это всё очень сложно. Но увлекательно.
— Как оцениваете уровень местных специалистов — дотягивают до Москвы?
— Здесь много талантливых людей, но многие из них занимаются совсем другой работой и не верят в себя. Так что ещё одна задача моего проекта — показать местным, что их таланты востребованы.
«Кино всегда было рядом»— Как вы пришли к решению заниматься кино?
— Я любил кино с детства, оно всегда было рядом со мной. Когда родители собирались в гости к друзьям, я обычно просил оставить меня дома, чтобы смотреть сказки и исторические фильмы.
— Но после школы пошли учиться не на режиссёра?
— В детстве я не думал, что стану режиссёром. Было тяжело выбрать профессию — всё было интересно. Собрался в военное училище. Родители отговорили, и я поступил в политех. Учился на менеджера, в аспирантуре — на историка. Но мне не хотелось всю жизнь посвятить чему-то одному. Этим и привлекло кино — в нём нужно быть новатором и разбираться сразу в нескольких сферах. Так я поступил во ВГИК.
— Чему вас научили первые работы?
— Мой дебютный фильм — «Подарок к Рождеству» 2016 года, с ним я получил Гран-при на Сретенском кинофестивале. Сейчас вижу, как там много ошибок, но именно тогда я понял, что мне нравится снимать детское кино. А фильм «Призвание» 2019 года о враче-онкологе участвовал в Каннском кинофестивале. В 2021 году Эвклид Кюрдзидис пригласил меня режиссёром в «Кинокампус-Дети» в рамках кинофестиваля «Хрустальный ИсточникЪ». По сюжету у нас был детский лагерь, поэтому мы с радостью взяли всех желающих сняться в кадре, а это почти 100 детей. Наш фильм «Он не тот, кем кажется» занял Гран-при кинофестиваля «Хрустальный ИсточникЪ» и мы получили Малого золотого орла. В «Кинокампус-Дети 2022» уже принимало участие 160 детей. Они трудились наравне со взрослыми актёрами. И снова Гран-при за фильм «Храброе сердце». Я считаю, что актёры второго плана и массовых сцен не менее важны, чем исполнители главных ролей. Они задают настроение и создают масштаб.
— Почему выбрали детское кино?
— Мне нравится этот жанр, и он действительно востребован сейчас. В России долго не выходило хороших произведений для детей. У меня четыре дочки, и они растут на классических американских мультфильмах и советских картинах. Сейчас из России ушли глобальные стриминговые платформы, и это открывает возможность для развития.
По следам «Чебурашки»: как на Кавминводах снимали главный российский блокбастер Высшая форма искусства— Режиссёр Александр Сокуров недавно заявил, что на Северном Кавказе кино никому не нужно. Что думаете по этому поводу?
— Кино — это высшая форма искусства, мы можем найти в нём ответы на вопросы. Фильмы, которые ничему не учат, не нужны. Авторское кино не всем подходит. Если режиссёр «так видит» и гнёт свою линию, его продукция рискует оказаться невостребованной. Но мы делаем не авторское кино, а народное — чтобы его интересно было посмотреть и в Москве, и в Ульяновске, и в Чечне, и в Египте. Хорошее кино по-прежнему нужно людям. Фестиваль «Хрустальный источникЪ» — доказательство тому. Каждый раз, когда он проходил у нас на КМВ, сюда приезжали и звёзды, и туристы. С нетерпением ждём, когда его снова будут проводить.
— Но кинотеатры уже долгое время пребывают в кризисе, а на Ставрополье некоторые даже закрываются.
— Проблема в том, что прокатчики сосредоточились на американских фильмах. Мы с семьёй иной раз приходили в кинотеатр и не находили в афише ни одного отечественного произведения, только голливудские. В среднем, американских картин было 90%. Это связано и с качеством продукции. В Москве выделяют немалые средства на поддержку российского кино, но результаты вложений зачастую не заметны зрителям. В России есть хорошее кино, нужно только не бояться показывать его.
— Какой ваш любимый фильм?
— Таких много, больше всего запомнились работы Александра Птушко, например, «Илья Муромец». Я рос на этих картинах, разбирал их. У этих режиссёров есть чему поучиться современным авторам. Они могли без компьютерной графики создавать спецэффекты. Помните, как в сказке «Морозко» волшебник ударяет посохом, и ёлку заметает? Сняли это просто: за кадром кто-то ударил по стволу, чтобы с дерева осыпался снег, а потом видео пустили в обратном порядке. Другой мой настольный фильм — «Царство небесное» Ридли Скотта. В ней история Иерусалима показана через судьбы людей.
— А что любят смотреть ваши дочки?
— Они с детства смотрят многое, и старшие уже могут любой фильм разложить по полочкам. Любят музыкальные картины, например, «Мама» с Михаилом Боярским, все ленты Александра Птушко и Александра Роу, а в последнее время и старшие, и младшие вместе смотрят «Анну Каренину». Они, кстати, уже и сами снимаются, поют, выступают — им всё интересно.
Читайте также: Региональное игровое кино: станет ли Ставрополье российским Голливудом? Доступное всем кино: кто на Ставрополье адаптирует фильмы для людей с нарушением слуха и зрения Билет в будущее и креативный инкубатор — как творческая лаборатория поможет реализоваться ставропольским киношникамПоследние новости
Ремонт гимназии в Стаханове завершится в ноябре
Ставропольский край активно восстанавливает образовательные учреждения в ЛНР.
Правовое просвещение о борьбе с коррупцией в Кисловодске
Школьники обучаются основам антикоррупционного законодательства.
Изменения в законодательстве для НКО
Новые правила обязывают некоммерческие организации размещать устав в Интернете.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку