Наука, химия, Аксеновы: о том, как строятся мосты преемственности в СКФУ
21.11.2022

Наука, химия, Аксеновы: о том, как строятся мосты преемственности в СКФУ

Великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев считал, что гордость учителя состоит в учениках – «в росте посеянных им семян». Для науки преемственность не пустое слово. На Химико-фармацевтическом факультете СКФУ работают два поколения известной семьи химиков Аксеновых.

Отец научной династии – декан факультета Александр Аксенов окончил Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, где встретил будущую жену Инну. В Москве они получили специальность «Химическая технология органических веществ», и уже тогда органическая химия определила их будущий путь и темы кандидатских диссертаций.

Переехав в Ставрополь, Дмитрий Александрович и Инна Валерьевна стали преподавать на кафедре органической и физической химии Ставропольского государственного университета, а в дальнейшем основали научную школу химиков-органиков нашего края. Доктора наук Александр Аксенов получил в 2001 году, а Инна Аксенова – в 2009 году. И снова органика.

История семьи тесно переплелась с историей Химико-фармацевтического факультета Северо-Кавказского федерального университета. Сейчас над развитием кафедры органической и аналитической химии вместе с родителями трудятся Аксеновы-младшие – Николай и Дмитрий, а на кафедре фармацевтической химии и технологии лекарств   –аспирантка Анна Аксенова, жена Дмитрия Александровича.

– Мы единый организм, у нас получилось хорошее взаимное дополнение. Инна Валерьевна делает то, что я не могу, а ребята – молодая сила, новые мысли в умной голове. И с семьей, конечно, гораздо проще договориться, они отложат любые планы ради общего дела, даже если это работа, – поделился профессор Александр Аксенов.

Его старший сын – тоже профессор. Николай Аксенов защитил докторскую диссертацию в 30 лет и стал самым молодым доктором химических наук в России. За ним не отстает и младший брат Дмитрий, который стал кандидатом наук в области химии в 24 года и уже три года преподает на кафедре как доцент. Александр Викторович с гордостью говорит, что поставит сыну защиту докторской на свой день рождения, чтобы получить к 60-летию почетный подарок ­– четвертого доктора наук в семье.

Интересный факт: если посчитать публикационную активность всех Аксёновых, то на четверых химиков СКФУ в наукометрических системах Scopus и Web of Science опубликовано 457 и 413 научных статей соответственно, а цитируемость и вовсе зашкаливает за две тысячи.

Отметим, что последние годы химики университета во главе с профессором Аксеновым активно работают над веществами, показавшими высокую эффективность против нейробластомы – злокачественной опухоли нервной системы. Соединения искусственно запускают процесс самоуничтожения пораженных раком клеток – апоптоз.

Ученые также разрабатывают принципиально новые подходы к синтезу карболинов. По словам Николай и Александра Аксеновых, полученные технологии в перспективе будут использоваться для лечения неврологических и психических заболеваний.

Декан Химико-фармацевтического факультета СКФУ Александр Аксенов поделился с нами своими мечтами. Первая – создать такую же великую химическую школу, как менделеевский университет, а вторая – построить в Ставрополе мост, и, как отметил сам профессор, этому желаю сбыться не суждено.

Может быть, в нашем городе и нет такой большой реки, чтобы понадобился мост физический. Но мост поколений, который бы объединял преподавателей и студентов – отцов и детей – и взращивал бы новые таланты, в Северо-Кавказском федеральном университете уже давно построен.