«Шекспир крутой чувак, а Гоголя заносит»: что и зачем задают ставропольским подросткам на лето
Списки литературы для летнего чтения — практически неотъемлемый атрибут каникул.
Первый вопрос, который возникает у школьников после получения задания на лето: «Зачем?!». И действительно: для чего нужны списки летнего чтения? Не лучше ли дать детям отдых и свободу выбора литературы на каникулах?
В ставропольском министерстве образования считают, что задания на лето помогают ребятам оставаться в тонусе, а качественная литература воспитывает, формирует личность, способствуя развитию лучших человеческих качеств. Списки же помогают школьникам ориентироваться в море книг.
Летом дети знакомятся с теми произведениями из школьной программы, которые в силу внушительного объёма во время учебного года одолеть под силу не всем. А ещё так школьники получают возможность лучше узнать «программного» автора: например, вместо одной сказки Пушкина, которую изучают во время учебного года, они читают и другие его произведения.
«Не только красиво, но и безопасно»: как преобразилась школа в ставропольском селе благодаря госпрограммеСписки для чтения в разных школах разные. Эти рекомендации составляются на основании ряда учебно-методических пособий. При этом, формируя список летнего чтения, педагог-предметник может дополнять его.
«Единых критериев, разработанных на федеральном уровне, нет. Перечень произведений рассматривается на методическом собрании учителей-предметников»,— отмечают в региональном минобре.
Школьники Ставрополья примут участие в создании карты главных объектов регионаПо данным минобразования, при составлении списка принимаются во внимание требования к образовательным достижениям учащихся, Концепция духовно-нравственного воспитания школьников и изменения в перечне литературы для обязательного чтения. Поэтому рекомендации периодически обновляются.
Список осилит читающийПеречень книг, который получают подростки на лето, порой кажется им непосильным. Так, ребята, окончившие седьмой класс одной из ставропольских школ, поделились списком, содержащим 60 фамилий — и это без учёта произведений устного народного творчества.
Реально ли пройти этот путь до конца за три летних месяца? И как помочь юным читателям, заинтересовать и поддержать их в процессе чтения?
«В основном дети практически всё успевают прочитать из того, что им задают. Кроме того, интересуются современными писателями: фэнтези читают, приключения. И классика стабильно остаётся, особенно зарубежная — читают и Эдгара По, и Сент-Экзюпери»,— говорит завотделом библиотечного обслуживания Ставропольской краевой детской библиотеки им. А. Е. Екимцева Татьяна Афонина.
Новую модельную библиотеку открыли по нацпроекту на СтавропольеПо её мнению, читающим ребятам по силам не только дойти до конца внушительных списков, но и дополнить их своими любимыми авторами. Дети с удовольствием читают Сабитову, Самарского, Гиваргизова, Веркина, Дашевскую и Вильмонт. Нравятся юным читателям также произведения Абгарян, Блайтон, Емеца, Чарской, Бессона и Остен. Абсолютным хитом остаются и любимые многими поколениями приключения Гарри Поттера. С новинками современной литературы детей и подростков всегда готовы познакомить библиотекари, которые постоянно держат руку на пульсе.
Однако даже активно читающим ребятам бывает непросто, когда дело доходит до произведений устного народного творчества, написанных трудным для современного восприятия языком, а также до таких масштабных книг, как «Война и мир» Льва Толстого.
«Можно краткое содержание посмотреть, порекомендовать фильмы, снятые по произведению, хотя, конечно, всегда лучше прочитать книгу. Многое зависит и от учителя — если он интересно рассказывает, рекомендует, то дети читают»,— отмечает Татьяна Афонина.
Чтобы было проще, ребята сначала берут более сложные и крупные по объёму произведения. А вот стихотворения и малые формы оставляют на конец лета. Чтобы в середине учебного года легче было вспомнить о прочитанном, не лишним будет вести читательский дневник. Туда можно записывать не только имя автора и название произведения, но и тему, проблематику, основные события и имена главных героев книги, а также впечатления.
Начать с самого сложногоС точки зрения мам и пап современных школьников, в заданиях на лето плюсов значительно больше, чем минусов.
«Список летнего чтения — полезная штука. Но дети устают учиться и не хотят читать летом (да они и во время учебного года не хотят читать). Я стараюсь воздействовать на своих детей личным примером — сама много читаю, объясняя им, как полезно чтение»,— делится ставропольчанка Татьяна.
Некоторые подростки положительно относятся к перспективе провести лето с книгой. При этом многим есть что прибавить к традиционным школьным спискам.
«За лето не всегда успеваю пройти весь список до конца. Начинаю читать с того, что больше нравится, иногда из-за некой симпатии к автору. Если бы составлял списки на лето, то это была бы фантастика по типу книги «Метро 2033»,— рассказывает девятиклассник Михаил.
Подсказанными библиотекарями лайфхаками ребята пользуются давно и успешно. Так, 14-летние собеседники «Победы26» Кирилл и Аня говорят, что в первую очередь начинают чтение по списку именно с самых объёмных и сложных книг, оставляя на потом стихи и короткие прозаические произведения. Выпускница восьмого класса Ольга говорит, что успевает пройти весь список — и ещё бы добавила к нему книги Дианы Уинн Джонс.
При этом ребята воспринимают классику, оценивая авторов по современным критериям. Так, в отзывах можно встретить замечания о том, что Гоголя порой «заносит», а «Слово о полку Игореве» — «офигеть как закрутили».
«Сыну в своё время очень понравился Шекспир: «Это самый крутой чувак, которого я когда-либо читал. Вот бы мне так писать научиться когда-нибудь». С интересом читал «Евгения Онегина», но был разочарован финалом — надеялся на брак между Татьяной и Евгением»,— вспоминает жительница Ставрополя Мария.
Собеседница также отмечает, что произведения древнерусской литературы или, к примеру, радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву» давались ребёнку сложно — тяжеловесный стиль непросто воспринимать людям, привыкшим к коротким сообщениям в мессенджерах. Возможно, говорит горожанка, эти вещи следует предлагать для дополнительного чтения тем ребятам, которые точно решили, что свяжут жизнь с изучением литературы.
Муверы, смайлики и «низачот»: ставропольский лингвист — об угрозах языкам и их спасенииВпрочем, лето хоть и считается «пятой учебной четвертью», не стоит забывать и об активном отдыхе, например, в пришкольных и загородных лагерях. А сделать этот отдых не только весёлым, но и безопасным поручил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
Читайте также: Восемь медучреждений, четыре детсада и пять школ построят на Ставрополье по нацпроектам Губернатор Ставрополья нацелил на жёсткое соблюдение сроков работ на соцобъектах Пришкольные, санаторные, палаточные: как будут работать детские лагеря этим летом на СтавропольеПоследние новости
Ситуация с поставками троллейбусов в Ставрополе: «Транс-Альфа» не признана недобросовестным подрядчиком
Компания объяснила задержки санкциями, наложенными на Россию.
Профилактика наркомании среди молодежи
Клинический психолог провела беседы о вреде наркотиков в школе
Познавательные занятия спасателей для детей
Студенты Ставропольского студенческого корпуса спасателей провели увлекательное занятие для малышей.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией