Как организовать родительский контроль, но при этом не травмировать и не обидеть ребенка?
Во многих семьях проблема установления родителями контроля за детьми становится очень острой.
Во многих семьях проблема установления родителями контроля за детьми становится очень острой. Родители не сомневаются в собственном авторитет и требуют от детей делать то, что они считают нужным, а дети хотят выстроить личные границы, и не всегда готовы подчиняться родителям, стремясь освободиться от излишнего контроля.
Почему происходят конфликтные ситуации? Родители несут ответственность за своих детей (за их здоровье, общее благополучие и жизни в целом) и поэтому должны их контролировать и воспитывать. Взрослые используют контроль, как форму воспитания и воздействия на детей. Это помогает им следить за детьми, за тем, как они соблюдают нормы и правила, установленные в обществе, как растет и развивается ребенок.
Контроль как форма воспитания является очень мощным фактором воздействия на детскую психику. И влиять он может как положительно, та и отрицательно.
Иногда такое влияние родителя может быть больше разрушительным, чем полезным. Ребенок всегда страдает от чрезмерного контроля: у него нет возможности проявить свою самостоятельность, понять, какой он на самом деле, разобраться в своих мыслях и фантазиях, научиться совершать действия или поступки без оглядки на взрослых.
Если контроль является разрушительным, таким, из-за которого не замечается личность ребенка, все внимание уделяется тому, чтобы он соответствовал требованиям взрослых, ребенок может стать неуверенными в себе, забитыми, зажатыми, с неустойчивой самооценкой. Его любознательность и инициативность в разных видах деятельности и повседневной жизни будет блокироваться. Это происходит часто с такими детьми, которых сильно опекают и контролируют, и в будущем они не понимают, на что они способны, что они могут себе позволить.
Вообще, контролировать – это следить, чтобы то, что делают другие люди, соответствовало личным ожиданиям и принципам. Родители стремятся видеть и знать, что дети поступают и живут так, как по их мнению считается верным. Иногда родительское желание контролировать ребенка выходит за рамки. Тогда цель воспитывать заменяется другой целью: контролировать не ради безопасности, а из-за наличия собственных психологических трудностей. И при этом контроль превращается в навязчивое маниакальное слежение за каждым действием ребенка.
Предпосылки чрезмерного контроля:
повышенная тревожность родителей, занятость родителей: из-за чрезмерной загруженности работой и бытовыми делами, они думают, что каждую свободную минуту обязаны уделять ребенку, неуважение к ребенку – родители настолько уверены в своих силах и знаниях, что полагают: ребенок не может делать выводы и принимать решения самостоятельно, позиция «над ребенком» (раз они старше и опытнее, только они знают, как правильно поступать в какой-то ситуации) осознание собственного бессилия в разных вопросах, нежелание или неумение говорить и напоминать одну и ту же информацию ребенку, что является обязательным пунктом воспитательного процесса.Возможные последствия тотального родительского контроля:
Неврозы, депрессии, ОКР и другие расстройства. Сложности с социализаций Разрыв отношений с родителями Инфантилизм Отсутствие собственного мненияВажно для родителей не только контролировать ребенка, но и научить его как правильно жить, многое делать самостоятельно. И дети не должны воспринимать своих родителей, как надзирателей, которые постоянно что-то запрещают. Строгие попытки научить чему-то ребенка могут не привести к желаемым результатам. Всегда важно показать ребенку, что вы не контролируете, а хотите помочь ему.
Когда родитель контролирует ребенка, он как бы ему передает информацию, что мир небезопасен, нужно постоянно тревожиться, и из-за этого ребенок растет в постоянной атмосфере стресса. Из-за этого ребенок может вырасти тревожным, в ощущении, что никому нельзя доверять и нужно подозрительно относиться к окружающим.
Когда ты не доверяешь людям, сложно с ними выстраивать конструктивные отношения. Из-за чрезмерного родительского контроля дети в будущем попадают в зависимые сложные отношения или сами превращаются в гиперконтролеров.
Когда ребенку говорят, как он должен поступать, у него не остается возможности самостоятельно принимать решения. Он привыкает, что за него это делает кто-то другой. Из-за этого дети во взрослом возрасте проявляют инфантилизм и не могут брать на себя ответственность в важных делах и решениях.
Как выстраивать родительский контроль:
Важно сохранить бережное отношение к ребенку, даже если ваши мнения в определенной ситуации разнятся. Во время возникновения какой-либо ситуации и прежде чем начать диктовать ребенку, как он должен поступить, важно послушать, что он думает по этому поводу. Перестать контролировать, т.е. закрепить за детьми определенные обязательства. Давать ребенку право выбора, идти на компромисс, а не быть директивным. Иногда стоит позволить своим детям совершать ошибку, если вы осознаете, что они не приведут к серьезным травмирующим последствиям. Умейте прощать ребенка в случае совершения им ошибки. Если перед ребенком стоит задача, и он может справиться с ней сам, то взрослым не стоит вмешиваться в процесс. Говорите «У тебя все получится», «Я верю в тебя».Не забывайте говорить ребенку, вы его любите и поддержите в любой ситуации без нравоучений и контроля. Тогда он будет близок с вами, научится доверять вашему мнению и рассказывать обо всех сложностях.
Подготовлено по лекции медицинского психолога СККСПБ №1 Марины Новиковой.
Последние новости
Карантин в школах Ставропольского края: новые меры для предотвращения распространения заболеваний
Министр здравоохранения объяснил причины перехода на дистанционное обучение.
Новые инициативы по улучшению качества жизни в мегаполисах
Городские власти принимают меры для повышения комфорта и безопасности жителей.
Преображение общественной территории: новые архитектурные формы
Городские инициативы придают жизни новым зонам отдыха.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований