Минздрав России запутался в курзонах

 События, на протяжении последнего десятилетия разворачивающиеся вокруг зон горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод, в последнее время стали всё больше напоминать некий забавный ритуал,

  События, на протяжении последнего десятилетия разворачивающиеся вокруг зон горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод, в последнее время стали всё больше напоминать некий забавный ритуал, который непременно должен был сопровождаться произнесением определённых магических заклинаний. Среди участников такого разудалого действия мало кто понимал смысл происходящего. Тем не менее практически каждый из них считал своим долгом покритиковать существующий порядок установления курортно-охранных зон и предложить свой рецепт «правильного» зонирования.

 

  Повальное увлечение проблемой установления зон санитарной охраны курортов нередко приводило к возникновению странных ситуаций. Особенно в тех случаях, когда за не свойственное им дело брались структуры, имевшие о курортной проблематике весьма отдалённое представление. Например, такие, как Минэкономразвития России и другие ведомства так называемого экономического блока.

 

 

Как ошибка Росреестра границы зон передвигала

 

  Но и Министерство здравоохранения Российской Федерации как законодатель курортной моды и всего того, что связано с этой отраслью, тоже не желало довольствоваться ролью стороннего наблюдателя. Однако в силу нежелания вникнуть в суть проблемы и чрезмерного желания убедить всех в необходимости реформирования курортов по разработанной в министерских кабинетах методике Минздрав очень часто представал в не самом лучшем свете. Весьма показательной можно считать одну забавную историю, которая завершилась 11 мая 2023 года.

 

 

  С февраля 2022 года в Арбитражном суде Ставропольского края рассматривалось исковое заявление индивидуального предпринимателя Сергея Богатикова, который требовал исправить досадную ошибку, допущенную Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. По чьему-то недосмотру, а, возможно, и по чьему-то злому умыслу земельные участки, на которых располагался полигон твёрдых бытовых отходов ООО «Арго», неожиданно оказались включёнными в границы второй зоны горно-санитарной охраны федерального курорта Ессентуки. При этом нормами действующего законодательства нахождение такого рода объектов во второй курортно-охранной зоне было категорически запрещено.  

 

 

  Можно только представить, с какими проблемами пришлось столкнуться руководству предприятия, деятельность которого из-за одной глупой ошибки в одночасье превратилась в сплошной кошмар. На полигон зачастили всевозможные проверяющие, составлявшие акты о нарушении требований природоохранного законодательства (слыханное ли дело, согласно документам, выходило, что полигон ТБО разместили во второй охранной зоне курорта!) и угрожавшие в любой момент закрыть его.

 

 

  Предпринимателю не оставалось ничего иного, как обратиться в суд и попытаться там добиться справедливости. Свои претензии, кроме Росреестра, он адресовал также правительству Ставропольского края, минимущества Ставропольского края, тер. управлению Росимущества по Ставропольскому краю и Правительству РФ.

Нахождение в этом списке федерального правительства было вполне объяснимо. Всем хорошо известно, что действующие в настоящее время границы зон горно-санитарной охраны курортов КМВ были установлены ещё в 1985 году правительственным постановлением №300. И кому, как не правительству, знать, где конкретно проходит граница, разделяющая вторую и третью охранные зоны курорта Ессентуки.

 

 

Минздрав России выступил против исправления ошибки

 

  По понятным причинам всё правительство в данном судебном разбирательстве принимать участие не стало. Его позицию защищало Министерство здравоохранения РФ, к полномочиям которого отнесены вопросы развития федеральных курортов. Забегая вперёд, можно сказать, что Минздраву пришлось трижды оконфузиться в рамках одного судебного процесса. Но обо всём по порядку.

 

 

  25 мая 2022 года от представителя Минздрава России поступило ходатайство об ознакомлении с материалами дела. А уже 1 июня министерство направило свои возражения на исковое заявление, поданное Сергеем Богатиковым. Иными словами, всего за четыре рабочих дня чиновники министерства сумели отыскать карту зон горно-санитарной охраны курортов КМВ, детально изучить её и прийти к окончательному выводу о нахождении полигона в неположенном месте.

 

 

  Такая оперативность Минздрава и такая категоричность его суждений была тем более удивительной, если учесть неоднократные заявления руководства ведомства о необходимости сокращения границ охранных зон курортов до границ охранных зон скважин.

Это может показаться странным, но именно об этом говорила в Белокурихе бывший руководитель Минздрава Вероника Скворцова на заседании президиума Госсовета в августе 2016 года. А двумя годами ранее эти же взгляды на курорт и способ его охраны нашли своё отражение в скандальном законопроекте № 555658-6, авторство которого также принадлежит Минздраву России.

 

 

  По требованию истца было назначено проведение землеустроительной экспертизы, которое было поручено ООО «КадастрЮГ». В отличие от Министерства здравоохранения России экспертам потребовалось гораздо больше времени (более месяца), чтобы досконально изучить материалы и подготовить объективное заключение.

Без особых усилий они установили, что координаты границы второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта Ессентуки, внесённые в ЕГРН, для четырёх поворотных точек не соответствуют их описанию, имеющемуся в Постановлении № 00. При этом они «съехали» в северо-восточном направлении на расстояние от 100 до 521 метра.

Этим и объясняется ошибочное включение в границы зоны с особым природоохранным режимом земельного участка, расположенного севернее дороги «Ессентуки – станица Боргустанская». Того самого, где был размещён полигон ТБО.

 

 

  Всё стало предельно ясно. Поэтому Арбитражный суд Ставропольского края 13 октября прошлого года вынес решение об исправлении допущенной реестровой ошибки. Отдельно оговаривалось, что данное судебное решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции в течение месяца.

 

 

  По прошествии 47 дней (т.е. с нарушением установленного для обжалования срока) Минздрав России направил в суд апелляционную жалобу, которую 31 января 2023 года 16-й апелляционный Арбитражный суд оставил без удовлетворения.

 

 

  Казалось бы, на этом можно было бы и прекратить эту глупую затею. Но руководство федерального Минздрава решило ещё раз поставить себя в смешное положение, сразу же направив жалобу в кассационную инстанцию. И вот теперь, после того как 11 мая 2023 года Арбитражный суд Северо-Кавказского округа оставил в силе ранее вынесенное решение, стало понятно, что потраченные Министерством здравоохранения России усилия оказались напрасными.

 

   

  Может быть, хоть теперь до министерских чиновников дойдёт простая истина, что ошибок лучше не делать? Но если случилась такая оплошность, её нужно как можно быстрее исправить, не превращая этот процесс в шоу и клоунаду.

 

 

Не замечают бревна в своём глазу

 

  Душевный порыв сотрудников Минздрава ещё можно было бы понять, если бы во всём, что касалось судьбы федеральных курортов, они проявляли такую заботу о лечебно-оздоровительных местностях, как это произошло в случае с допущенной кадастровой ошибкой. Но в том-то и дело, что когда речь заходила о судьбоносных для курортов России вещах, министерство само выступало инициатором принятия вредоносных и опасных решений. А в уже упоминавшемся проекте федерального закона №555658-6, над которым изрядно попотел Минздрав России, оно даже превзошло себя в своей нелюбви к отечественным здравницам.

 

 

  Тех охранных зон курортов, границы которых так отважно защищало министерство здравоохранения в суде, в разработанном им законопроекте просто не существует. И если бы после принятия проекта закона в первом чтении, что произошло в сентябре 2014 года по требованию возмущённой общественности, его не сняли бы с дальнейшего рассмотрения, то уже с 1 января 2018 года на Кавминводах были бы установлены новые зоны горно-санитарной охраны природных лечебных ресурсов (но не курортов!). Причём площадь охраняемой территории сократилась бы в несколько раз.

 

 

  Если бы в 2014 году депутаты поддержали бредовые идеи федерального Минздрава, не было бы даже самого понятия «курорты федерального значения». Из текста закона исчезло бы даже само упоминание о том, что «курорты используются для лечения и профилактики заболевания». Вместо этого появилась бы формулировка «для лечения и медицинской реабилитации».

  Из чего можно сделать вывод о том, что, по версии Министерства здравоохранения, укреплять здоровье россиян не нужно. На этом много не заработаешь. Чего не скажешь о лечении и реабилитации. Здесь существует масса вариантов, когда, улучшая здоровье пациента, можно заметно повысить материальное благополучие врача.

 

 

  Минздрав решил отказаться от установления на местности границ курортов. Вместо этого было предложено обозначить специальными знаками границы охранных зон скважин и месторождений минеральных вод. Но здесь имелся один нюанс: если правообладатель земельного участка отказывался предоставить доступ, то специальные знаки можно было и не устанавливать.

 

 

  Чтобы попытаться понять абсурдность предложения разработчиков законопроекта, нужно просто напомнить, что по действующему закону нельзя приватизировать земельный участок, находящийся в границах охранных зон скважины или месторождения. А здесь появляется Минздрав со своей идеей не только узаконить незаконную приватизацию земельных участков, но и наделить их собственников правом посылать куда подальше представителей властей. Довольно оригинальное, но чересчур глупое и нелепое предложение.

 

 

  Ещё одним опасным заблуждением Министерства здравоохранения России (если не сказать больше) являлось его намерение с помощью нового закона узаконить ранее незаконно построенные в охранных зонах курорта объекты капитального строительства. В разработанном им проекте закона было записано: «Их дальнейшая эксплуатация допускается при условии соблюдения нормативов в области охраны окружающей среды».

Но и это ещё не всё. В следующей статье законопроекта говорилось: «Если до вступления в силу данного закона было выдано разрешение на строительство капитального объекта, то не требуется проведение государственной экологической экспертизы».

 

 

  Понятно поэтому, с какой целью в новый закон намеревались включить целую главу, в которой детально прописывалась процедура признания территории утратившей статус лечебно-оздоровительной местности или курорта. Если в охранных зонах скважин и месторождений минеральных вод разрешить строить всё, что подскажет фантазия застройщика, то истощения и деградации минеральных источников долго ждать не придётся.

После чего с чистой совестью их можно будет просто вычеркнуть из госреестра курортных факторов. А высвободившийся земельный участок превратить в очередную стройплощадку.

 

 

  После такого анализа предложений Минздрава России по «развитию курортов», более похожему на инструкцию по их уничтожению, ещё более странной и нелепой кажется их попытка защищать ошибку в установлении границ горно-санитарной охраны курорта, а не сам курорт с его настоящими границами.

 

 

  Похоже, что с логикой у руководства Минздрава России (как прежнего, так и нынешнего) имеются серьёзные проблемы.

 

Автор: Максим СОТНИКОВ.

Последние новости

Запрет на движение автотранспорта в центре города

Власти вводят ограничения для улучшения экологической ситуации.

Новые достижения в области медицины

Обсуждение последних исследований и разработок в здравоохранении

Губернатор Ставрополья проведет прямую линию с жителями края

Владимир Владимиров ответит на вопросы граждан в социальных сетях.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Великом Устюге

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *