Адаптация персонала: на заметку HR-менеджерам
Кадровым специалистам давно известно, что работники всех уровней, начиная от практикантов и заканчивая опытными специалистами, часто испытывают стресс при смене рабочего места. Это может проявляться в разных формах, от страха ошибиться при выполнении заданий до трудностей в общении с коллегами и руководством. Не удивительно, что не каждый может легко адаптироваться и войти в сложившийся рабочий процесс с первого дня. Для способствования более быстрой и безболезненной адаптации были разработаны различные методики и программы.
В настоящее время, HR-менеджеры используют новейшие инструменты, чтобы решать эту важную задачу. Это позволяет ускорять процесс адаптации и обеспечивать более эффективное направление усилий. Подробнее об этих инновационных методах можно узнать, прочитав статью.
Адаптация персонала является одной из важных задач HR-отдела организации. Хотя процесс адаптации может протекать сам по себе, это далеко не самый эффективный подход. Одна из опасностей заключается в том, что во время адаптации новый сотрудник оценивает компанию так же, как и компания оценивает его, и если процесс не контролировать, это может привести к тому, что человек откажется от должности или потратит слишком много времени на адаптацию к коллективу.
Создание разработанной системы адаптационных мероприятий может значительно сократить издержки компании, позволяя новым сотрудникам начинать работу на полную мощность как можно скорее. Кроме того, система адаптации укрепляет коллектив и повышает лояльность сотрудников, что в конечном итоге экономит время как исполнителей, так и начальства.
Продолжительность процесса адаптации обычно составляет от 2 до 8 недель и зависит от характера работы, количества обязанностей новичка и насколько хорошо наработаны методы адаптации персонала в компании. Однако в некоторых случаях адаптация может продолжаться намного дольше - кадровики из США, например, считают, что адаптация топ-менеджеров может занимать от 20 до 26 недель.
Существует два типа адаптации: производственная и непроизводственная. Производственная адаптация включает в себя семь различных видов, таких как профессиональная, психофизиологическая, социально-психологическая, организационно-психологическая, организационно-административная, экономическая и санитарно-гигиеническая. Цикл производственной адаптации включает ознакомление новых сотрудников с правилами работы в компании, обязанностями, системой субординации, структурой организации, коллективом и системой материальных вознаграждений.
Непроизводственная адаптация — это налаживание неформальных отношений внутри коллектива. Этот тип включает в себя свободный обмен социальными контактами, корпоративные мероприятия, спортивные мероприятия, развлечения и другие мероприятия для создания командного духа. Это позволяет сотрудникам увидеть друг в друге не только исполнителей функций, но и людей, с которыми можно дружить.
Все это показывает нас, как важна адаптация на новом месте работы. Наибольшее число сотрудников, которые ушли с работы в первые 6 месяцев после приема на работу, принимали это решение в первые 2 недели, то есть в период адаптации. Внимание к этому процессу принесет пользу как компании, так и новому сотруднику.
Этапы адаптации сотрудников в организации: обзор и описание.
Выделяют четыре этапа адаптации персонала, каждый из которых предполагает процесс интеграции новых работников в компанию. Рассмотрим эти этапы подробнее:
-
Оценка уровня подготовленности
Данный этап проводится до начала работы нового сотрудника и направлен на определение его способностей и знаний в контексте работы в организации. Здесь можно выяснить, имеет ли новый сотрудник опыт работы в подобной сфере, знаком ли он со стратегией и работой компании.
-
Ориентация
На этом этапе новый сотрудник знакомится с организацией и ее нормативной базой. Здесь важно ознакомить новичка с правилами и принципами компании, ее культурой и историей, общаться с коллегами и получать полезные знания в неформальной атмосфере.
-
Действенная ориентация
На этом этапе новый сотрудник уже начинает работу и применять полученные знания на практике. Компания обязана оказывать поддержку во время процесса адаптации и контролировать прогресс новичка, чтобы убедиться, что он полностью «вписался» в коллектив.
-
Функционирование
Также известный как завершающий этап адаптации, на этом этапе сотрудник уже адаптировался к новым условиям и работе, и он полностью включен в жизнь компании. На этом этапе сотрудник считается полностью проинтегрированным в коллектив и готовым полностью выполнять свои обязанности.
Методы и Инструменты Адаптации Персонала: Зачем Они Нужны и Как Работают
Работа в сильной и успешной команде является ключевым аспектом успеха в бизнесе. Поэтому компании, которые понимают это, создают целые системы для адаптации новых сотрудников. Эти системы включают в себя ряд мероприятий, которые призваны создавать два типа мотивации: внутреннюю, то есть личностную, и внешнюю, то есть экономическую.
Что касается экономической мотивации, то здесь все достаточно очевидно. Финансовые вознаграждения должны соответствовать уровню сотрудника. Бонусы и премии также способствуют укреплению лояльности. Но что такое личностная мотивация?
Личностная мотивация тесно связана с корпоративной культурой компании и стремлением сотрудника к личному росту и развитию. Чтобы такая мотивация появилась, необходимы ряд мероприятий, которые помогут новому сотруднику интегрироваться в жизнь компании. В этой статье мы рассмотрим несколько инструментов, которые могут помочь в этой задаче.
- Программа обучения и тренингов для новых сотрудников. Объяснение того, как все работает, может ускорить вхождение новых сотрудников в работу.
- Контроль коммуникации между руководителем и сотрудником. Следует отслеживать, как руководитель общается с новым сотрудником и помогает справиться с задачами. Коммуникация должна работать и в обратную сторону.
- Разработка пошаговых задач для новых сотрудников. Это поможет снизить адаптационный стресс и обеспечить более плавное вхождение нового сотрудника в рабочий процесс.
- Выполнение общественных поручений для укрепления контактов с коллективом. Новым сотрудникам важно познакомиться с коллегами, наладить неформальные связи и влиться в коллектив.
- Организация тимбилдингов. Такие мероприятия позволяют сотрудникам лучше узнать друг друга и создать комфортную психологическую обстановку.
- Корпоративный PR. Важно, чтобы сотрудники понимали ценности и устремления компании, а также ее образ как надежного работодателя, заинтересованного в каждом сотруднике.
- Наличие единого информационного пространства для сотрудников. Оно должно обеспечивать возможность каждому понимать, что происходит в компании, знать ее структуру, иметь возможность получить оперативную информацию о коллегах и найти их контакты.
В качестве инструмента работы сотрудников с корпоративной информацией могут использоваться различные корпоративные соцсети, в том числе мультифункциональные. Они помогают сотрудникам быстрее и легче находить информацию, общаться друг с другом и участвовать в онлайн-мероприятиях. Они также позволяют контролировать активность и продуктивность сотрудников, следить за индивидуальным диалогом руководителя с новичком и создать единое инфопространство для всех сотрудников.
Корпоративные соцсети могут значительно ускорить процесс адаптации новых сотрудников и укрепить корпоративную культуру. Они также могут помочь уменьшить текучесть кадров и повысить общую удовлетворенность сотрудников своей работой.
Фото: freepik.com