Информационная безопасность предприятия: ключевые угрозы и средства защиты
Уже давно гласит известное высказывание: "Кто владеет информацией, тот владеет миром". Истинность его утверждений подтвердил и прогресс, делающий компании сильно зависимыми от информационных систем. Такая зависимость, конечно, сулит известные риски, среди которых атаки хакеров, компьютерные вирусы и человеческий фактор.
Организации становятся уязвимыми к терактам, вызывающим чувство безопасности только лишь у некоторых владельцев бизнеса. Теперь вопрос информационной безопасности становится важнейшим приоритетом, который причисляется к краеугольному камню коммерческих и организационных структур.
Однако, процесс прогресса создает противодействия, борющиеся с ними и обеспечивающие сохранность конфиденциальной информации, защищенной от внешних посягательств.
Информационная безопасность является важной частью защищенности информации и всей компании от преднамеренных или случайных действий, приводящих к нанесению ущерба ее владельцам и пользователям. Обеспечение безопасности должно быть направлено на предотвращение рисков, вместо ликвидации их последствий. Принятие предупредительных мер по обеспечению конфиденциальности, целостности, а также доступности информации является наиболее правильным подходом в создании системы информационной безопасности.
Утечки информации могут привести к серьезным проблемам для компании. Они могут причинить ущерб от значительных финансовых убытков до полной ликвидации. Особенно это актуально для западных стран, где судебные иски из-за утечек нередко приводят к огромным штрафам, после выплаты которых компании терпят серьезные убытки.
Утечки данных могут происходить либо непреднамеренно, например, из-за ошибок в программном обеспечении или недостаточной безопасности паролей, либо намеренно, через кибератаки. Конечно, проблема утечек появилась не сегодня - промышленный шпионаж и переманивание квалифицированных специалистов существовали еще и до эпохи компьютеризации. Однако, с появлением ПК и интернета возникли новые приемы незаконного получения информации, что приводит к появлению новых возможностей для злоумышленников.
Проще говоря, если раньше для взлома систем учета необходимо было украсть и выносить из фирмы кипы бумажных документов, то сейчас огромные объемы важных сведений можно запросто скопировать на флэшку, отправить по сети, прибегнув к использованию семейства руткитов, троянов, бэкдоров, кейлоггеров и ботнетов, либо просто уничтожить посредством вирусов, устроив диверсию.
Наиболее распространенные утечки данных связаны с финансовыми документами, технологическими и конструкторскими разработками, логинами и паролями для входа в сеть других организаций. Также утечки персональных данных сотрудников могут нанести серьезный вред компании.
Утечки данных могут причинить вред через несколько месяцев или лет после того, как они произошли, попав в руки конкурентов или журналистов. Поэтому защита должна быть комплексной, и все, что касается деятельности компании и не предназначено для опубликования, должно оставаться внутри компании и быть защищено от угроз.
Примером серьезной утечки данных является инцидент в бюро кредитной истории Equifax в США в июле 2017 года. Личные сведения более чем 143 миллионов потребителей и 209 000 номеров кредитных карт попали в руки злоумышленников. В результате этого, к 8 сентября 2017 года, акции бюро упали на 13%.
и зловредные программы. Вирусы могут проникать в систему компьютерной защиты с различных устройств, например при подключении USB флешек или дисков, загрузки программ из интернета или приложений из неофициальных источников. Зловредные программы – это программы с множеством скрытых функций, позволяющих злоумышленнику получить доступ к конфиденциальной информации, управлять компьютером "из-за спины" пользователя или использовать его для проведения атак на другие ресурсы. 5. Социальная инженерия. Это метод социального воздействия на человека, направленный на получение от него информации или выполнение поручений. Например, когда злоумышленник звонит в техническую поддержку с просьбой предоставить логин и пароль от учетной записи, ссылаясь на какую-то непредвиденную ситуацию или отсутствие у него доступа к ней. После получения этих данных взломщик получает доступ к конфиденциальной информации и персональным данным. Таким образом, информационная безопасность зависит от сотрудников, руководства, используемого ПО, технической защиты и опыта пользователей. Необходимо уделить должное внимание этой проблеме для защиты конфиденциальной информации и прав пользователя.Защита информации неизбежно становится все более актуальной с увеличением количества угроз, таких как вирусы и DDoS-атаки. Однако разработчики средств защиты информации не сидят сложа руки. Каждой угрозе находится противодействие в виде нового ПО или усовершенствования уже существующего.
Исходя из общего подхода защиты информации, можно выделить несколько методов:
-
Физическая защита информации
Включает ограничение или полный запрет доступа посторонних лиц на территорию, пропускные пункты, оснащенные специальными системами, а также HID-карты для контроля доступа. Внедрение таких систем гарантирует, что важное подразделение компании смогут посетить только те, кому такой доступ предоставлен по протоколу.
-
Базовая защита электронной информации
Включает многочисленные антивирусные программы, а также системы фильтрации электронной почты, защищающие пользователя от нежелательной или подозрительной корреспонденции. Дифференцированный доступ к информации и систематическая смена паролей также необходимы.
-
Анти-DDoS
Грамотная защита от DDoS-атак не может быть осуществлена собственными силами. Разработчики программного обеспечения предлагают услугу анти-DDoS, способную защитить от подобных нападений. Система защиты выявляет и блокирует вредный трафик, сохраняя бизнес-трафик беспрепятственным. Эта система может срабатывать неограниченное количество раз, до полного устранения угрозы.
-
Резервное копирование данных
Решение, подразумевающее хранение важной информации не только на конкретном компьютере, но и на других устройствах: внешнем носителе или сервере. Услуга удаленного хранения информации в "облаке" дата-центров также является актуальной. Резервное копирование может защитить компанию в случае чрезвычайной ситуации, например, при изъятии сервера органами власти.
-
План аварийного восстановления данных
Крайняя мера защиты информации после потери данных. Такой план необходим каждой компании для восстановления информационной системы и подготовки ее к работе. В нем должны быть предусмотрены возможность введения аварийного режима работы на период сбоя, а также все действия, которые должны быть предприняты после восстановления данных.
-
Шифрование данных при передаче информации в электронном формате (end-to-end protection).
Применение различных видов шифрования позволяет обеспечить конфиденциальность информации при ее передаче в электронном формате. Это дает возможность подтвердить подлинность передаваемой информации, защитить ПО и другие информационные ресурсы компании от несанкционированного копирования и использования.
Комплексное применение этих методов может эффективно защитить компанию от угроз и утечек, обеспечив непрерывность бизнес-процессов и устойчивое положение на рынке.
Фото: freepik.com