Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?

Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?

В России франчайзинг в качестве сферы развития бизнеса присутствует уже более 30 лет, начиная с 1992 года, когда компания Baskin Robbins открыла первое кафе по франшизе в гостинице «Россия». С того времени прошло много лет, и сегодня перед претендующим на создание успешного бизнеса стоит вопрос: использовать франшизу или нет? Если решение принято в пользу франшизы, то возникает вопрос о выборе предпочтительного варианта.

История франчайзинга началась с понятия «franchise», которое обозначало определенные преференции для предпринимателей, такие как проведение ярмарок, виноделие, охота и т.д. Во времена средневековья французские короли были обладателями этих прав, которые перепродавали соответствующим просителям. С середины XIX века новый современный вариант франчайзинга был представлен пивоварными компаниями Германии, которые предоставляли лицензии тавернам на эксклюзивную продажу пива и использование имени пивоварни в названии заведения.

Однако новая эру франчайзинга началась после завершения Второй мировой войны, когда экономика США и позднее Европы начала расти. Идея концепции «как продавать фастфуд» была предложена Рэем Кроком, создателем франшизы McDonald's, которая быстро стала одной из самых популярных и дорогих франшиз в сфере фастфуда. Идея была быстро продолжена и распространилась на все области бизнеса.

Однако в 60-70 годы прошлого века возникли проблемы с ростом бизнеса: хаотичные продажи франшиз привели к многим скандалам и банкротствам несостоятельных франчайзи. В результате идея франчайзинга была дискредитирована, но затем компенсирована созданием международных и национальных ассоциаций франчайзинга, которые в настоящее время регулируют франчайзинговые отношения в современной экономике. В настоящее время франчайзинг - это зрелая и прочно установившаяся бизнес-технология.

Структура франчайзинга: виды и их краткое описание

Франчайзинг - это передача компании лицензии на использование фирменного имени и бизнес-технологий за вознаграждение. Франчайзер - правообладатель, а франчайзи - правополучатель.

Важно отметить, что договор франчайзинга должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в Роспатенте (ст. 1028 ГК, п. 5.2 Положения, утвержденного постановлением правительства, от 16 июня 2004 г. №299). Иначе договор будет считаться недействительным.

Существует несколько видов франчайзинга по характеру деятельности:

  1. Товарный (торговый) франчайзинг

    Этот вид франшизы позволяет продавать определенный товар под именем франчайзера. Этот тип франчайзинга применяется в сфере розничной торговли. Примеры франшиз в этом секторе - Zara, H&M, Baldinini и многие другие.

  2. Производственный франчайзинг

    В этом виде передается право на производство продукта. Франчайзер продает товарный знак и бизнес-технологию, а также в некоторых случаях обеспечивает поставки сырья. Примеры компаний, использующих производственный франчайзинг: The Coca-Cola Company, PepsiCo, ХимRussia и другие.

  3. Деловой франчайзинг

    Этот вид франшизы дает право открыть бизнес внутри структуры франчайзера. Франчайзи в этом случае может использовать имя и технологии франчайзера, обучать персонал при поддержке материнской компании и т. д. Этот тип наиболее распространен в сфере услуг, общественного питания, гостиничного бизнеса и других секторах экономики. Примеры компаний - Hilton, Yves Rocher, «ИНВИТРО».

Также следует упомянуть, что франшизы могут быть прямыми и мастер-франшизами:

  1. Прямая франшиза

    Это непосредственная передача права от франчайзера к франчайзи и удобна для регионального или национального франчайзера.

  2. Мастер-франшиза

    Это когда все эксклюзивные права по выдаче франшиз от правообладателя получает региональный франчайзи. Он регулирует выдачу франшиз на определенной территории и определяет бизнес-стратегию в соответствии с интересами франчайзера. Он также закрывает выдачу франшиз при переизбытке предложений и отслеживает соответствие ведения бизнеса требованиям договора франчайзинга.

Франчайзинг: плюсы и минусы

Выживаемость малого и среднего бизнеса в России оставляет желать лучшего из-за чрезмерного законодательного регулирования и стабильности популярных рынков товаров и услуг. Однако затраты на раскрутку своего стартапа могут быть сопоставимы с покупкой франшизы, но риски в таком случае намного ниже, особенно в условиях экономических кризисов и пандемии.

Согласно экспертам, в первые пять лет разоряются около 85% новых компаний, тогда как соответствующий показатель среди франчайзи составляет от 14% до 15%. Таким образом, франчайзинговые проекты в сфере быстрого питания и услуг, такие как Subway, «Шоколадница», Papa John’s, Cofix, «Хеликс», «ФИТ Автосервис» и многие другие, не только оставались стабильными, но и открывали новые предприятия.

Для участия в франчайзинге у франчайзи имеются свои плюсы и минусы, которые обсуждаются в таблице ниже:

Преимущества и недостатки для франчайзера и франчайзи

Преимущества для франчайзера:

  • Быстрый вход на новые рынки с минимальными вложениями
  • Экстенсивный рост бренда и узнаваемости
  • Доходы от продажи франшизы и роялти
  • Минимизация рисков (они ложатся на франчайзи)

Недостатки для франчайзера:

  • Потребность в выделении франчайзинга в отдельное направление работы компании
  • Потеря конфиденциальности и проблемы с сохранением коммерческой тайны
  • Дополнительные затраты на обучение персонала франчайзи и контроль за исполнением условий франшизы

Преимущества для франчайзи:

  • Защита от рисков начального этапа
  • Оптимизация затрат на рекламу с помощью «раскрученного» бренда, рекламных кампаний франчайзера, фирменной упаковки и презентационных материалов
  • Поддержка со стороны франчайзера (помощь в обучении персонала, поддержка при кредитовании и т.д.)

Недостатки для франчайзи:

  • Ограничение свободы и инициативы бизнеса условиями франшизы
  • Затраты на покупку франшизы
  • Зависимость от стабильности/нестабильности франчайзера

Франчайзеры и франчайзи понимают, что перспективный бизнес - это тот, который предлагает уникальные услуги и продукты, но при этом может быть стандартизирован и унифицирован. Однако, развитие франчайзинга в области образовательных, дизайнерских, финансовых и юридических услуг может стать громоздким, поскольку для таких видов бизнеса предпочтительнее интенсивный путь развития.

Самые перспективные российские франшизы - рейтинг Forbes 2021

Определение «самые лучшие» франшизы является условностью в силу множества причин, поэтому правильнее будет выделить наиболее выгодные и востребованные среди потребителей франшизы. В летнем рейтинге 2021 года Forbes выделил 30 наиболее эффективных проектов, проведя анализ нескольких сотен российских франчайзеров, начавших работать по франшизе не менее трех лет назад и имеющих не менее 50 точек. Аналитики учитывали при оценке срок окупаемости новых проектов, рентабельность, среднюю годовую выручку точек и ROI. С учетом условий пандемии, количество закрытых точек в 2020 году в рейтинге Forbes не учитывалось.

На заметку

ROI (от англ. Return On Investment — возврат инвестиций) — коэффициент рентабельности инвестиций, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций. ROI обычно выражается в процентах, реже — в виде дроби Wikipedia.

Топ-5 компаний, франшиза которых предполагает инвестиции от 5 млн рублей, включает «ФИТ Автосервис», «2ГИС», Sun School, Papa John’s и Fix Price. Лидерами рейтинга в категории суммы инвестиций от 1 млн до 5 млн рублей стали IQ 007, «Этажи», «ПОЛИГЛОТИКИ», «ПОЗИТРОНИКА» и «Хеликс». Самые недорогие франшизы, инвестиции в открытие которых не превышают 1 млн рублей, заняли KIBERone, «Чемпионика», Gelateria Plombir, «Юниор», Ozon.

Стоимость известных российских франшиз сопоставима с ценой франшиз популярных зарубежных брендов. Это объясняется локальной высокой популярностью определенных региональных брендов, которая может быть даже выше, чем у победителей мировых франшизных рейтингов. Например, открытие франшизы сети кофеен «Шоколадница» потребует 2,5 млн рублей паушального взноса и 7% роялти, а покупка франшизы международной сети пиццерий Papa John’s подразумевает паушальный взнос 17 500 долларов, что равняется около 1,26 млн рублей, плюс 6% роялти от выручки.

Однако нужно помнить, что ни один рейтинг не дает гарантии успеха. Поэтому при выборе франшизы нужно провести анализ условий потенциального франчайзера, учитывая размер инвестиций, оплату паушального взноса и роялти, а также предполагаемый срок окупаемости. Необходимо рассматривать каждую компанию внимательно, так как размеры выплат различаются, и требования франчайзеров к своим партнерам могут также отличаться.

Специфика российского франчайзинга заключается в том, что не все отечественные франшизы соответствуют мировым стандартам. К сожалению, часто такое сотрудничество сводится до продажи бизнес-идей или дилерства, а не договора франчайзинга. К тому же российские правообладатели оказывают определенную лояльность, что может привести к дискредитации бренда.

Поэтому приобретение франшизы требует внимательности и вдумчивости. При подборе франшизы полезно обратиться в магазины франшиз, которые предлагают помощь при подборе наиболее подходящей франшизы, проверку бренда и подготовку документов. Однако нужно понимать, что в конечном итоге успех бизнеса зависит от ваших личных качеств и умений, а также от взвешенности выбора партнера.

* Материал не является публичной офертой, информация о стоимости актуальна на ноябрь 2021 года.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *