Какой вид международных перевозок грузов выбрать? Ищем выгодный вариант
При занятии внешнеэкономической деятельностью невозможно обойтись без перевозки товаров через границу и их дальнейшего таможенного оформления. Однако, какой вид транспорта лучше использовать для международных перевозок, и как побыстрее пройти таможенные процедуры? Здесь ответ для каждой конкретной задачи может отличаться. В то же время, существуют общие принципы осуществления международных перевозок, которые могут помочь разобраться в этом вопросе.
Международные перевозки грузов связаны с пересечением государственных границ. В правовом поле международных перевозок грузов используются международные транспортные конвенции, определяющие унифицированные требования к перевозочной документации, процедуры прохождения государственных границ и ответственность перевозчиков. Каждая страна также имеет свой регламент международных транспортных перевозок, указывающий государственные пошлины и процедуры таможенного оформления грузов.
Таможенное оформление товаров на границах обычно проходит в три этапа.
Этап первый - таможенное оформление в стране экспорта. Этот этап включает подготовку пакета документов, необходимого для вывоза товаров из страны-производителя-продавца. Обязательными документами являются документы, подтверждающие основания для вывоза (например, договоры купли-продажи), сертификаты и лицензии, а также все необходимые документы для вывоза товаров. В конце этого этапа, оформляется экспортная декларация на вывоз товара.
Этап второй - перемещение через границу. Перед перемещением через границу, товар загружается в транспортное средство и, при необходимости, пломбируется таможенным органом страны отправления.
Этап третий - таможенное оформление в стране импорта. На этом этапе заполняются таможенные декларации и оплачиваются таможенные налоги. Таможенным оформлением может заниматься как грузополучатель, так и таможенный представитель в рамках договорных отношений. Если законодательство страны импорта предусматривает для ввозимых товаров процедуру ветеринарного или фитосанитарного контроля, она должна быть пройдена в пункте пропуска.
Если после оформления на границе дальнейшая доставка товаров грузополучателю осуществляется под таможенным контролем, должны соблюдаться следующие правила:
- Сначала необходимо внести денежные средства на депозит таможенного органа или предоставить банковскую гарантию для обеспечения уплаты таможенных пошлин и сборов. Обеспечение не требуется в случае речных перевозок или перевозок внутренними авиарейсами, если во всех аэропортах следования есть таможенные органы.
- Затем доставку осуществляет таможенный перевозчик или назначается таможенное сопровождение. Если товары перевозятся железнодорожным транспортом, обеспечение не требуется.
- Автомобильным транспортом товары перевозятся с использованием книжки МДП (Carnet TIR).
Транспортные средства должны иметь свидетельство о допуске к перевозкам под таможенными печатями и пломбами либо разовый допуск к перевозке.
Морские перевозки грузов являются одной из наиболее популярных и эффективных форм доставки грузов по всему миру. Кодекс торгового мореплавания является основным документом, регулирующим договор морской перевозки груза. Статья также отмечает, что перевозка грузов морским транспортом, осуществляемая юридическими лицами, подлежит лицензированию Минтрансом РФ.
Когда грузы прибывают на морской порт, все таможенные органы находятся в месте назначения и отвечают за оформление грузов. Чтобы оформить процедуру доставки, таможенный орган должен получить ряд документов. Среди них Коносамент, данные о товарах и их стоимость включая счета-фактуры или счета-проформы, а также документы, подтверждающие, что товары не облагаются таможенными пошлинами и налогами, если таковые имеются. Если происходит доставка товаров, предназначенных для гуманитарной помощи или дипломатических представительств, дополнительные документы также должны быть предоставлены для таможенного оформления. В некоторых случаях законодательство РФ также требует предоставления лицензий или их нотариально удостоверенных копий. И наконец, для того чтобы идентифицировать грузы, многие документы для описания, фотографии, схемы и чертежи должны также быть предоставлены таможенным органам.
Международные перевозки грузов на автомобильном транспорте – это сложный процесс, требующий соблюдения большого количества формальностей, включая оформление необходимых документов.
Перед началом ввоза грузов на территорию страны, перевозчик должен предоставить таможенному органу следующие документы: международную товарно-транспортную накладную (СMR), счет-фактуру или счет-проформу, а также документы, содержащие информацию о кодах товаров по товарной номенклатуре ВЭД, талон контроля при въезде, а также книжку МДП, заполненную и оформленную в соответствии с требованиями Конвенции МДП 1975 г.
Международная товарно-транспортная накладная выполняет роль договора перевозки и должна существовать не менее чем в трех экземплярах, которые должны быть подписаны отправителем и перевозчиком. Один экземпляр находится у отправителя, второй представлен на таможне, а третий остается у перевозчика. В CMR должны быть указаны сведения в соответствии с требованиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов по дорогам 1956 года.
При въезде на территорию страны ФТС РФ проводит таможенный досмотр товаров и транспортных средств с составлением соответствующего акта. Соблюдение всех формальностей и предоставление необходимых документов помогут избежать задержек и способствуют более гладкому процессу международных автомобильных перевозок грузов.
Международные авиаперевозки стали все более популярными средствами транспортировки грузов. При ввозе товаров воздушным транспортом некоторые требования обязательны для выполнения, чтобы избежать штрафов и задержек. Командир воздушного судна или уполномоченный агент должен обеспечить предъявление в таможенный орган, расположенный в аэропорту, следующих документов:
- генеральной декларации
- грузовых ведомостей
- авианакладных
- задания на полет
- счетов-фактур
- счетов-проформ
- инвойсов
- спецификаций
- лицензий
- сертификатов
Генеральная декларация содержит сведения о воздушном судне, эксплуатанте, маршруте полета и экипаже. Грузовые ведомости содержат информацию о перевозимых на борту товарах. Авианакладные, задание на полет, счета-фактуры, счета-проформы, инвойсы, спецификации, лицензии и сертификаты могут потребоваться в различных ситуациях и зависят от конкретной ситуации. Полная комплектация документов помогает избежать задержек в процессе таможенного оформления. Выгружать товары с борта воздушного судна можно только после таможенного оформления самого судна и с разрешения сотрудника таможенного органа.
Международные грузовые железнодорожные перевозки являются одним из основных способов перемещения товаров. Однако, при ввозе товаров через железную дорогу, таможенные органы должны быть уведомлены о нескольких обязательных документах. В частности, это международная железнодорожная накладная, счета-фактуры или счета-проформы, содержащие информацию о товарах и их стоимости, а также передаточная ведомость или натурный лист, которые должны иметь две копии: одну оставляют в таможенном органе, а вторую возвращает сотрудник станции.
Если таможенные органы потребуют, прибывшие товары необходимо предъявить для осмотра, досмотра, взятию проб и образцов.
Следует учитывать, что самый дешевый, но в то же время самый медленный способ международных перевозок - это морской транспорт. Воздушные и автомобильные перевозки позволяют иметь наибольшую свободу в планировании маршрута при сочетании скорости и надежности. При этом на железной дороге удобно отправлять насыпные и наливные грузы.
Фото: freepik.com